Зауральцы в возрасте помнят то время, когда самолеты из
Курганского аэропорта летали в десятки городов
России. Те, кто помоложе, сегодня имеют возможность через эти воздушные ворота попасть в
Москву. Не исключено, что в недалеком будущем из
Кургана никто никуда не полетит. Сегодня ОАО
«Аэропорт Курган» вязнет в судебных исках, хотя на первый взгляд его доходы вполне сопоставимы с расходами. Как так получилось? – Попробуем ответить.
К концу 90-х годов аэропорт находился в удручающем состоянии: взлетно-посадочная полоса много лет не ремонтировалась, оборудование было устаревшим, многое – в неисправном состоянии. Власти области понимали, что нужно что-то решать: еще несколько лет – и восстанавливать будет нечего. Отметим, что до 2003 года земля аэропорта находилась в собственности города Курган, остальное имущество – в собственности Курганской области. Аэропорт пользовался ею безвозмездно, поскольку деятельность его на тот момент практически остановилась.
При участии областной администрации на базе аэропорта было образовано акционерное общество «Аэропорт Курган». Главной проблемой в тот момент было то обстоятельство, что в области не было средств, достаточных на полный ремонт полосы и покупку современного оборудования. Было решено привлекать средства из Москвы. Однако Москва не будет вкладывать деньги в объекты, формально принадлежащие Кургану, поэтому и землю, на которой располагается аэропорт, и его имущество передали в федеральную собственность.
…И все пошло хорошо. За счет средств федерального бюджета, местных средств и инвестиций предприятий области в реконструкцию аэропорта был вложен почти миллиард рублей. Была капитально отремонтирована взлетно-посадочная полоса, которая теперь может принимать любые типы самолетов, вплоть до «Боингов». Было приобретено новое световое и навигационное оборудование. В результате сегодня город имеет вполне современный аэропорт с одной из лучших на Урале взлетно-посадочной полосой. Казалось бы, живи и радуйся! Однако, несмотря на все это, грузо- и пассажироперевозчики не спешат к нам.
Дело в том, что, пока земля принадлежала городу Кургану, а имущество аэропорта - области, власти, видя практически полное отсутствие хозяйственной деятельности предприятия, не взимали с ОАО «Аэропорт Курган» арендной платы за пользование этим имуществом. Теперь же, когда аэропорт начал чуть-чуть приподниматься, территориальное агентство по управлению федеральным имуществом требует взыскания арендной платы за 2003-2007 годы.
Соотношение доходов и расходов предприятия близко к безубыточности: на 23 миллиона доходов – 24 миллиона расходов в год. Разницу аэропорт компенсировал за счет продажи столовой и других, что называется, «непрофильных» активов, и рассчитывал в ближайшие годы на прибыль. Ан нет! Сумма ежегодных арендных платежей, предъявленных аэропорту, составила 25 миллионов рублей в год, а за четыре года, которые имущество находится в федеральной собственности – 108 миллионов. Естественно, таких расходов предприятию не поднять, одна дорога – к банкротству.
Чем же руководствовалось территориальное управление Росимущества? Может быть там засели люди, только и мечтающие, чтобы Курган оказался без аэропорта? Оказывается, нет. Все их действия продиктованы буквой закона: вот площадь, вот счет за ее аренду. Интерес этого ведомства один – повысить доходы федерального бюджета, и, естественно, интерес этот абсолютно законен. Однако откуда же взялась столь неподъемная для предприятия сумма?
Момент первый. Дело в том, что сумма арендной платы за землю исчисляется из стоимости этой земли. Аэропорт находится на территории Кургана, и земля здесь стоит в десятки раз выше, чем за городом.
Момент второй. Аэропорт использует только взлетно-посадочную полосу, однако по требованиям безопасности вокруг этой полосы должна быть зона, не имеющая на своей территории никаких строений. Вот и выходит, что платить нужно за землю, которую ты не используешь, и использовать или сдавать в субаренду права не имеешь. Оба этих момента выносят курганский аэропорт за грань выживания.
Тут бы сесть рукодству ОАО «Аэропорт Курган», областному правительству, как заинтересованному лицу, и управлению Росимущества за стол переговоров для принятия решения, которое устроило бы всех. Есть ведь варианты решения. (Например, железные дороги, которые также имеют зоны отчуждения, в которых ничего нельзя строить, добились освобождения арендной платы за эти земли, а платят только за те, где непосредственно проложены рельсы). Можно попытаться добиться особого статуса для неиспользуемых земель, говорить о многолетней реструктуризации арендной платы и т.д.
Кстати, управление могло бы исключить из задолженности те средства, которые аэропорт тратит на поддержание в порядке взлетной полосы (федерального, между прочим, имущества), учесть тот факт, что аэропорт обслуживает визиты государственных делегаций, военных самолетов и самолетов МЧС (без которых последствия, например, лесных пожаров 2004 года были бы еще более печальными). И вроде бы заместитель начальника управления Росимущества Татьяна ВОРОБЬЕВА публично заявляет о готовности управления к диалогу. Однако вместо переговоров – взаимные иски, претензии и скандалы. Эта ситуация – основная причина того, что не хотят идти в Курган авиаперевозчики. Зная о позиции управления Росимуществом, они не хотят заключать договоры с курганским аэропортом, и это мешает повышать экономическую эффективность его деятельности.
Если довести сейчас ОАО «Аэропорт Курган» до банкротства, в ближайшие несколько лет последствия могут быть такими: во-первых, без ежегодного ремонта под воздействием дождей, морозов и т.д. значительно ухудшится состояние взлетно-посадочной полосы, в которую вложены сотни миллионов рублей, в том числе и федеральных. Во-вторых, пострадают те 12-14 тысяч человек, которые ежегодно летают из курганского аэропорта. Им придется пользоваться аэропортами соседних городов. В-третьих, от Кургана окончательно отвернутся авиаперевозчики, которых очень непросто привлечь. В-четвертых, все ведь понимают, что аэропорт – необходимый атрибут областного центра, и его потеря может иметь далеко идущие политические последствия.
Да, территориальное управление Росимущества выполняет необходимую государственную функцию. Только для того, чтобы ее выполнять, нужно и мыслить по-государственному. Если в целях соблюдения закона уничтожить курганский аэропорт, вряд ли это будет в интересах России. Выход здесь один – договариваться, искать пути сохранения (естественно, в рамках закона) воздушных ворот Курганской области. И очень хочется, чтобы у высоких чиновников хватило именно государственного мышления, чтобы найти такие пути.
Артем Клементьев