Главная задача при психологическом просвещении и консультировании является установление и устранение недостатка психологических знаний, в купе с выработкой специальных умений и навыков, нужных как руководителям, работающим непосредственно с подчиненными, так и для самих подчинённых - рядовых сотрудников, которые взаимодействуют с участниками внешнеэкономической практике и другими посетителями таможни.
В этих целях используются как индивидуальные, так и групповые консультации.
При консультировании группы чаще всего используется форма консультирования профессионально – деятельностного характера человека, а так же проработка и разрешение проблемных ситуаций и конфликтов.
Руководители таможни получают от специалиста психологии соответствующие рекомендации, касающиеся управления коллективом, организации воспитательной работы среди своих подчинённых с учетом индивидуальных особенностей каждого. Для этого наиболее важна информация о социально – психологическом климате в подразделении, о внутри коллективных связях и отношениях.
В ходе подобного консультирования сотрудники в полной мере должны получить психологические знания и обучится методам контроля и само-регуляции своего психоэмоционального состояния.
Однако сотрудники таможни обращаются к психологам не только в связи с возникающими проблемами на работе, они также обсуждают вопросы, связанные с отношениями в их семьях, и просят помощи в воспитательном процессе своих детей. Ведь не секрет, что эмоциональная обстановка в семье самым прямым образом сказывается на эффективность человека в его трудовой занятости и на то, насколько качественно будет выполнять свои служебные обязанности.
Порою все данные аспекты являются самыми сложными и трудноразрешимыми. В связи с этим в коллективе таможни весьма востребована подобная форма оказания психологической помощи, как «День психологического консультирования». В этот день каждый сотрудник коллектива может получить ответ на любой вопрос и профессиональную помощь психолога.
В нашем современном мире востребованность психологического просвещения и консультирования с каждым годом растет. Если только рассматривать коллектив таможни то в 2010 году по служебным вопросам к психологам обращались 39 раз, а в 2009 году таких обращений зафиксировано 49. В 2011 году было проведено 45 консультаций.
С личными проблемами в основном это вопросы, касающиеся воспитания детей, определение их профессиональной направленности, разрешение конфликтных ситуаций и межличностных взаимодействий, а так же проблемы личностного роста - в 2009 году было проведено 24 консультации, в 2010 году их количество увеличилось до 79, в 2011 году их стало уже 174.
За первые два месяца текущего года уже сорока человек получили профессиональную психологическую помощь.