В российской гражданской авиации достигает своего пика кадровый кризис. Руководители авиакомпаний говорят, что в год рынку необходимо 500–600 новых летчиков, тогда как профильные учебные заведения дают гораздо меньше. Сообщает Tourdom.ru.
При этом средний возраст действующих пилотов первого класса – 52–56 лет, а значит, совсем скоро старая гвардия покинет кабины самолетов.
Причину острого дефицита на авиационном рынке труда все эксперты характеризуют одним словом: «развалили». «До 90-х годов страна получала по 500 квалифицированных летчиков в год, – объясняет Сергей Круглов, директор Омского аэропорта, пилот с 18-летним стажем. – В постперестроечный период воздушные перевозки были востребованы мало, произошло резкое сокращение штатов, а финансирование учебных заведений свелось к минимуму». К 1996 г. число специалистов летного состава в среднем по России уменьшилось на 57%. Пилоты, оставшиеся в буквальном смысле за бортом, нашли себе применение в других сферах деятельности и не вернулись в авиацию даже тогда, когда их профессия вновь стала востребованной. Взяться за штурвал после долгого перерыва – это вам не за прилавок встать. Многим не удалось снова начать летать по состоянию здоровья, у других не было желания или возможности доучиваться, чтобы управлять современными «боингами» и аэробусами и свободно говорить по-английски – в соответствии с международными стандартами.
Что касается летных училищ, то многие из них, например Красноярское, в перестроечную пору перестали выпускать пилотов, сосредоточившись на других специальностях (авиационные техники, диспетчеры). И в настоящее время летчиков обучают только два высших и три средних специальных учебных заведения.
Застой в отрасли сказался и на качестве подготовки пилотов. «Оборудование, тренажеры, учебные и выпускные самолеты – увы, все это устарело и не соответствует мировым стандартам, – сетует Василий Андреев, директор Бугурусланского летного училища гражданской авиации. – Много лет «итоговым» бортом был Як-40, сейчас остановились на Ан-2. Но по международным требованиям летчик должен сдавать экзамены на двухдвигательном самолете, освоить на нем некоторые фигуры пилотажа. К тому же из-за недостаточного государственного финансирования курсанты во время обучения проводят за штурвалом всего 60 часов вместо 150 по мировым стандартам».
Сотрудники авиакомпаний подтверждают: выпускник училища не может претендовать на звание профессионала, способного уверенно управлять лайнером с пассажирами на борту. «Дипломированные специалисты приходят настолько сырые, что их нужно практически полностью переучивать, – комментирует Григорий Федоров, пилот Боинга-757 «ВИМ-авиа». – Конечно, их подхватывают учебные центры при авиакомпаниях, готовят к полетам порядка трех месяцев, но и потом «птенец» может работать в отряде только под контролем наставника. И сколько пройдет времени, пока из него получится надежный пилот, – неизвестно! Полгода, год?» А многие профессионалы уверены, что стать классным летчиком новичку удается лишь через семь-девять лет.
Понимая остроту проблемы, Минтранс работает над законопроектом «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ». «В связи с этим в 2008–2010 гг. ожидается улучшение финансирования летных учебных заведений и отрасли в целом», – отмечает Василий Андреев.
|