
Древние Volvo, броня Советов, музей скульптуры на капоте... Река времени получила живописную запруду на X Олдтаймер-галерее Ильи Сорокина.
Все изменчиво, кроме закона изменений. Рыдван превращается в сокровище, архаичность в антикварность. В «ревущие двадцатые» отсутствие электрического стартера на вашем Cadillac вызвало бы бурю насмешек, а сегодня – умиление. Cadillac Model 30 1909 года заводился ещё рукояткой. Согласно легенде, заказ на электростартер и его изобретение связаны с трагедией. У одной дамы на дороге заглох мотор и оказавшийся рядом джентльмен вызвался помочь и завел двигатель. Увы...
Наверное, загляделся на дамские ножки: радостно завертевшаяся рукоятка разнесла кавалеру челюсть.
Джентльмен скончался в больнице, он оказался другом основателя Cadillac Генри Лиланда. Последний решил навсегда обезопасить свои авто и своих друзей и заказал новацию. Инженер Чарлз Кеттеринг справился на «пять». Любуйтесь дамами смело.
Соседнему реликту – Itala 14/18 1912 года приходится нести вековой крест сражения с русскими дорогами. На машине марки Itala принц Боргезе аж в 1907 г. произвел пробег Париж-Пекин. Дороги были посрамлены. В 1989 году итальянцы повторили подвиг на другой Itala. Кстати, с этой марки начал свою историю гараж Ватикана. Представленная Itala, как и Cadillac, не знали горя в солнечном Монако, в коллекции принца Ренье III, пока их не приобрели на Christie пару лет назад. Теперь они - в собрании Александра Иванова. Дорога ждет.
Впрочем, имперские сокровища прячутся не только за золотым горами в Монте-Карло. Х Олдтаймер-галерею открывает бронированный лимузин ЗИС-115, мирно стоявший во дворе Бауманского института вплоть до 90-х, и тогда же выкупленный «за символическую сумму».
ЗИС как ЗИС, только на сдаче изделия группу конструкторов рассадили в авто и поливали огнем из автоматов. Конечно, если верить легенде.
Не менее драматична история адмиральского катера с крейсера «Эмден», Третий Рейх. Чудом спасся из лап смерти, в тот раз явившейся в облике бульдозера. Его нашли при расчистке лодочной стоянки в Питере. Приютили, обсушили, Немец долго плакал и жаловался. На перелицовку настроек, на двигатель от «Победы». Сам крейсер - утопили англо-американцы, утюжа Кенигсберг в 1945 году. Уцелевший катер партия подарила академику Иоффе. Отличная традиция сорокинской ярмарки – привлекать антиквариат из других стихий. Олдтаймер-галерея по периметру плавно переходит в блошинный рынок, где вольготно чувствуют себя такие симпатичные «автоблохи» как игрушечные грузовики из брежневского детства или расписные американские номерные знаки. New York можно приобрести за пятьсот рэ. California? Восемьсот – не меньше. Край звезд, Голливуд...
Автомобиль – городская скульптура не только по природе, но и по авторству.
В грации президентского Citroen DS23 Pallas угадывается Искусство, но редко вспоминается итальянский скульптор Фламинио Бертони. Но, если автомобиль вряд ли въедет в Пушкинский музей в ближайшие годы в отличии от тряпочек Chanel, то собрание маскотов вполне может претендовать на временную экспозицию. В их золотой век (примерно 1907-1947 гг) фигурки на капоте делали ведущие европейские скульпторы, часто индивидуально: пионер ар-деко Рене Лалик, Базин, Лаверье, Паен. Автор техницистской фигурки с Voisin неизвестен, но явно мастер. Уж не Корбюзье ли? – старый партнер Вуазена. В коллекции Олега Борисова более 350 фигур, некоторые, как голова туземца могли выпускать пар, когда машина кипела. Или вертеть пропеллером. Были и такие, что снимали цилиндр на повороте. Спросите, Вам расскажут.
Центр антикварного созвездия – экспозиция Volvo. Во главе – Папа-Швед, Volvo 1927 года, прозванный «Якоб». Чтобы правильно выговорить его модификацию придется по-прибалтийски растянуть буквы «Ёв». Если последние звездные шведы хорошо известны на Руси ещё с советских времен, когда их ввозили из Финляндии продвинутые академики, то история марки в 50-х кажется более тусклой. На самом деле именно Amazon и P1800 сделали марку. Первая - работы дизайнера Яга Вильсгарда - воплотила идею безопасного авто в современной динамичной форме. Вторая - стала дебютом фирмы на рынке серийных спорт-каров.
Ее прославил Роджер Мур, разъезжавший на ней и в сериалах и в жизни. Северный мужчина на северной машине, да ещё «амазонке».
Стильно. Впрочем, Volvo достойно отдельной истории. Так, на выставке, увы, не увидишь газогенераторной установки, довеска в виде прицепа или багажа, который спасал автопарк в энергетический голод времен Второй Мировой.
«Мерседесы», «ягуары», гоночные «эмки», маршальские вездеходы, гагаринские «зилы», Nissan Figaro, из которого явно вырос девичник Nissan Micra… Невдалеке брежневский Nissan President. Тот, кто смотрел что-то, кроме «Бедной няни» всегда найдет в галерее свою историю. Только нужно правильно подгадать время, иначе придется ходить по МКАД пешком, обгоняя автомобили и изобретая проклятия для московских чиновников и их родственников. Как в пробке в пятницу.