Окрыленная нефтяным бумом, благодаря которому ее торговый баланс в этом году превысил 94 млрд долларов, Россия поигрывает бицепсами за рубежом. Тем временем внутри страны молодые московские модники охвачены ностальгией по "общим местам" советского детства – реликвиям той эпохи, когда СССР находился на пике статуса сверхдержавы.
Возможно, это объясняет, почему нынешней осенью одним из самых популярных модельеров стал Денис Симачев, предлагающий пальто с серпом и молотом на пуговицах, золотые украшения в виде советских копеек и рубашки, украшенные гербом СССР с вышитыми колосьями пшеницы.
"Люди, которым за 30, воспринимают эти символы как приятные воспоминания, например, о пионерских лагерях, где все жили вместе, ели вместе и занимались спортом", – говорит 33-летний Симачев, собирающий волосы в самурайский "хвост". Он подчеркивает, что не принадлежит к коммунистам – хотя бы потому, что его пальто стоят в розницу около 2100 долларов, а футболки – около 600. Его бутик затиснут между магазинами Hermès и Burberry в пешеходном Столешниковом переулке – на одной из самых дорогих торговых улиц столицы.
Симачев впервые привлек внимание своей коллекцией олимпийских спортивных костюмов в стиле "ретро" с надписями "СССР" и футболок с портретом президента Владимира Путина, которые обыгрывали культ личности, формирующийся по отношению к этому лидеру.
Адресуясь к поколению, которое переживает кризис идентичности, Симачев, известный здесь также как диджей, мотоциклист (он ездит на Ducati) и сноубордист, быстро превратился в олицетворение российской крутизны для определенного слоя московской "золотой молодежи". Они заполняют кафе под его магазином в период ленча и по вечерам в выходные, когда это заведение работает как ночной клуб.
24-летняя Виктория Тировская говорит, что носит одежду от этого дизайнера, так как она ультрамодная и смелая. "У меня есть классическая рубашка и шорты от Симачева, но есть и толстовка с надписью "СССР", – говорит Тировская, дизайнер по интерьеру. – До Симачева никто не отваживался использовать символ нашей страны как модный знак".
Взлет дизайнера в качестве комиссара советского китча отлично сочетается с нынешней склонностью России к ретроградной политике и возрождению национализма. На рекламном щите около Красной площади результаты парламентских выборов, назначенных на начало декабря, поданы так, словно они уже являются свершившимся фактом: "Москва голосует за Путина!".
После более десяти лет вестернизации, когда российский рынок заполонили иностранные бренды и российская элита взяла обычай носить вещи от таких дизайнеров, как Valentino, Louis Vuitton и так далее, движение потребителей "Назад в СССР" выглядит логичным шагом, отмечают некоторые обозреватели.
"Поначалу люди моего поколения хотели попробовать то, чего не могли себе позволить наши родители, но теперь, когда мы посмотрели другие страны, мы возвращаемся к нашим корням", – говорит Эвелина Хромченко, главный редактор российской версии французского глянцевого журнала L'Officiel.
Симачев разработал горделивый лексикон моды, типичными образцами которого является его одежда для мужчин: меховые шапки, унты, пиджаки с "мускулистыми" подплечниками и низкой талией, облегающие бедра брюки. "Мы из России, из бывшего Советского Союза, – говорит он. – Это то, что я знаю, то, что меня вдохновляет, и теперь, после многолетних попыток русских вести западный образ жизни и забыть, что они русские, люди начинают в это врубаться".
В отличие от "американы" Ральфа Лорена, чей легкий стиль пронизан духом "Лиги Плюща" (неформальное название ряда респектабельных американских университетов и колледжей), вариации Симачева на темы Отечества часто провокативно включают в себя элементы джингоизма. За последние четыре года он создал коллекции, навеянные войной в Чечне, московской Олимпиадой-1980, которая подверглась бойкоту, советским военно-морским флотом, а в этом сезоне – московскими преступными группировками 1990-х годов.
Наташа Сингер