Отечественный кинопрокатный сезон по традиции отсчитывается с 1 декабря, и в эти дни кинобизнес спешит подвести итоги года, насколько изменился за 12 месяцев рынок в целом, и каков в итоге оказался список лидеров.
Благодаря объективным причинам (значительно увеличившаяся конкуренция в графике релизов и недостаточная популярность отдельных ожидаемых фильмов, на которые и делалась ставка) прошедший 2007 год так и не принёс таблице абсолютных рекордов нового лидера. Тем не менее валовая касса отечественного кинопроката выросла, против ожиданий, на 35% (в прошлом году рост составил 30%), достигнув суммы $550 млн. Рост этот, впрочем, почти не был обеспечен ростом продаж билетов — стомиллионная планка годовой аудитории осталась практически неизменной, так что рост этот — скорее дань падению доллара (8%) и инфляционному коэффициеннту рублёвой стоимости билета (ещё 12%), итого приходим к реальному росту рынка в 15%, что и прогнозировалось год назад.
Далее рассмотрим изменения структуры распределения этой суммы между отечественным и зарубежным кино, между отечественными и зарубежными прокатчиками, а также между блокбастерами и релизами второго плана. Для этого традиционно представляем десятку лидеров (без учёта сборов Украины):
1. «Пираты Карибского моря 3» ($30,9 млн)
2. «Шрек Третий» ($23,1 млн)
3. «Волкодав» ($20,0 млн)
4. «Гарри Поттер 5» ($16,3 млн)
5. «Жара» ($15,6 млн)
6. «Трансформеры» ($15,2 млн)
7. «Человек-паук 3» ($13,9 млн)
8. «Ночь в музее» ($12,9 млн)
9. «Такси-4» ($12,1 млн)
10. «Бой с тенью 2» ($11,8 млн)
Любопытно, что ещё сразу два отечественных проекта, окупившихся по итогам проката, в десятку не вошли — совсем немного не хватило фильму «Любовь-морковь» ($11,6 млн), отдельной же строкой идёт «День выборов» ($6,2 млн), который фактически открыл у нас в стране жанр сверхприбыльной малобюджетной постановки, при этом создатели оказались так недовольны этим итогом, что второй фильм — грядущий проект «День радио» будет отдан другому прокатчику, видимо в расчёте на ещё больший успех.
Если же взглянуть на десятку в целом, то картина получается следующая: лидеры заработали в сумме $172 млн (год назад — $145 млн, а в 2005 году — $100 млн), то есть доля лидеров в общей кассе таким образом снова уменьшилась. В числе топ-10 снова три отечественных проекта, но общая их сумма $48 млн по сравнению с прошлым годом почти не изменилась даже без учёта курсовой разницы.
В общем же зачёте $160 млн собрали в сумме 77 российских проектов ($105 млн и 59 в прошлом году), из которых больше миллиона собрали 25 фильмов, а больше $100 тыс. — 48 проектов. Ещё столько же, по неофициальной информации, до проката просто не дошло. Как видим, рост сборов отечественных проектов даже без участия такого медийного фактора, как Константин Эрнст (двухлетний перерыв закончится как раз через неделю, 21 декабря, с выходом «Иронии судьбы 2»), идёт опережающими темпами, однако до построения нормального кинорынка с регулярной окупаемостью проектов нам всё ещё далеко.