В Кургане с весны 2007 года местные власти позаботились о пенсионерах и льготниках – предоставили им возможность ездить на маршрутном такси за умеренную плату. Благому нововведению рады все, кроме водителей такси. Неугодных пассажиров не пускают в транспорт, высаживают на полдороги.
Кое-что для людейЖительница Кургана Зинаида Гаврилова, в тот день почувствовала, пусть мимолетное, но счастье. Она сидела перед телевизором, а городские чиновники с экрана с радостью объявляли, что теперь все пенсионеры и льготники смогут ездить на любом виде городского транспорта, и даже в недоступных до сей поры такси, конечно маршрутных. Ещё раньше она отнеслась бы к этой новости более равнодушно, ведь Зинаиде Петровне было удобно ездить по проездному. Доезжая до дачи на двух видах транспорта экономия была очевидной. Но с некоторых пор на 26-ом маршруте (Рынок - Керамзитный) проездной перестал действовать, и его покупка теряла смысл. Вместе с пенсией ей благополучно принесли карточку учета льготных поездок. Выстояв огромную очередь, предъявив все необходимые документы, она получила на руки заветные 50 купон-талонов, всего за 200 рублей, по 4 рубля штука. «Наконец-то кое-что делается и для людей» - подумала пенсионерка.
Кто не успел, тот опоздалИрина Золотова решила, что покупать весь лимит, а это полсотни талонов, ей ни к чему. 20 штук будет достаточно. На дачу сил уже не хватает, для поездки одна дорога - поликлиника. И вот в одной руке заветный купон, в другой палка для поддержки, она уже минут 20 пытается сесть в маршрутку. Завидев явного «льготника» ретивые таксисты проезжают мимо, либо, не дождавшись, пока женщина подойдет, просто уезжают. И пришлось ей ехать на троллейбусе с пересадками. О какой экономии тогда может идти речь.
Нет, конечно, не от всех льготников удается сбежать водителям маршруток. Некоторым, пока шустрым, удается доехать до места назначения. При этом они в очередной раз доказывают свое право на льготу, предъявляют документы, спорят с водителем, что не они придумали возить их с удобствами, и вообще-то они заслужили это право на старости лет. В итоге, попросив остановиться (там где можно и нет запрещающего знака), но не на остановке, им вновь приходится слышать упреки, мол, надо было платить деньгами, чтобы выходить там где удобно.
Перед купон-талонами все равны?«Мою тещу пару раз высадили даже с маршрутки, не заметила, что было написано «Без льгот», хотя не понимаю, почему некоторые обязаны возить, а некоторые нет? Произвол какой-то». Это со мной делится наболевшим владелец маршрутки - Газели. Фамилию и номер маршрута просил не называть. Зато рассказал, почему им не выгодно возить льготников. Он лично получает за один талон 6,5 рублей и только через 2 месяца. Но при этом над ним есть ещё хозяин маршрута, который имеет 1,5 рубля с талона. То есть вместо 10 рублей, которые платят пассажиры маршрутных такси, им компенсируют меньшую сумму. Виктор Серков, сити-менеджер города Кургана не так давно отчитался: «Перевозчики ежемесячно дают сведения по задолженности. Мы рассчитываемся за каждого перевезенного льготника. Выплачиваем по 8 рублей: 4 даем из бюджета и ещё 4 – за купон-талон. Если владельцы маршруток вовремя все документы сделали – все это будет им в следующем месяце. Если кому-то 8 рублей мало, я бы хотел посмотреть на него, пусть приходит».
Опасности в КАВЗахВ какой пропорции деньги достаются собственникам маршрутов, маршруток или водителям – это уже их собственное дело. Ведь уже весь транспорт в частных руках. Причем последний шаг к уничтожению муниципального был сделан 1 марта нынешнего года. Когда МПГПТ прекратил своё существование, и на его месте теперь ОАО «РегионАвтоТранс-Курган», где один из учредителей «РусьПромАвто», принадлежащее Олегу Дерипаска. Для меня, как горожанина, который пользуется общественным транспортом, очевидный плюс пока один - сменился автопарк, и теперь мы перемещаемся на новых «Аврорах». Кстати, выпущенных, на предприятии опять же Олега Дерипаски «Курганском автобусном заводе».
И даже этот «плюс» у нас в Кургане не вполне явился плюсом. Не так давно, 24 декабря 2007 года, прошло второе самовозгорание транспорта курганского производства. В селе Половинном в гараже произошел взрыв газового оборудования в автобусе КАвЗ. В результате был деформирован кузов автобуса, повреждены сиденья в салоне, сдвинулась и частично осыпалась стена. Пострадал один человек - он получил ожоги рук, шеи, головы 1-2-й степени. А до этого, примерно месяц назад на остановке загорелся пассажирский автобус КАвЗа «Аврора», принадлежащий предприятию «РегионАвтоТранс - Курган». Водитель маршрута № 31 высадил пассажиров на конечной остановке в 1-м микрорайоне, по ул. Алексеева, выжидая время выхода на следующий круг. Произошел хлопок в моторном отсеке, выгорели салон, моторный отсек и кабина. Причина возгорания – разгерметизация топливной системы (топливо - бензин). До прибытия пожарной охраны водитель использовал три огнетушителя, но безуспешно. Пострадавших в происшествии, к счастью, не оказалось.
Возвращаясь к информации владельца маршрутки, он поделился слухами, но замечу именно слухами, потому что Сергей Кудров, директор муниципального предпринятия «Транспортное управление», эту информацию не подтвердил. Суть в том, что обязав частников возить льготников, добиваются, якобы, ухода с рынка мелких перевозчиков, чтобы остался один - самый сильный «РегионАвтоТранс-Курган». Тем более что затраты на покупку транспорта надо компенсировать, а Газели только путаются под ногами. Да и во властных структурах страны поговаривают о прекращении перевозок людей на Газелях. На этих микроавтобусах, считают они, опасно возить людей.
Анна Раскольникова